О принципиальной важности бороды
"Усы и борода – очень полезный замысел премудрого умельца Бога. Они не только для распознания мужского и женского пола, но и для почтенного вида лиц наших... Проклятию подлежат и истребляющие бритвой бороды свои, противящиеся неразумно заповеди Божьей."
Автор этих строк - Максим Грек. Теолог, филолог, аристократ, современник Леонардо да Винчи, Микеланджело и Ботичелли, изучавший классическое наследие в ренессансной Италии и восхищённый проповедями Савонаролы, этнический грек, принявший постриг на Афоне - он приехал в Россию по приглашению великого князя московского Василия III в качестве переводчика "священных книг". Здесь он примкнул к нестяжателям - принципиальным сторонникам бедности церкви, за что и поплатился ссылкой в Тверской монастырь и запретом на возвращение на Родину.
"Первый интеллигент на Руси", по словам Д.С. Лихачёва - он первым сообщил на русском языке об открытии Америки: "Нынешние же португальцы и испанцы... недавно, лет 40 или 50 тому назад… открыли множество островов, из коих некоторые обитаемы людьми, а другие необитаемы; и землю Кубу…"
Автор сочинения о двоеперстии, пострадавший от государства, Максим Грек через столетие после смерти оказался актуализирован для старообрядцев. Неудивительно, что в старообрядческой среде было написано немало икон с его ликом.
Узнать Максима Грека на иконах можно с лёгкостью - по огромной, часто утрированной бороде. Ведь именно он написал целый трактат об этой части мужского волосяного покрова, который мы и процитировали вначале. Неудивительно, что безусловно воспринимавшийся как святой в старообрядческой среде, официальной церковью этот принципиальный противник брадобрития был канонизирован лишь в 1988 году.
Петербургский историк, кстати, следует заветам "первого интеллигента на Руси", хоть и не разделяет радикализма греческого монаха. Он не бреет бороду с университетской скамьи. Только подравнивает.